Энханс шаман – органичная часть рейдовой группы. Помимо своего собственного дпс, шаман дает буффы от улучшенных талантами мили тотемов (+сила, +ловкость и виндфури), а также Высвобожденнуя ярость (прок от крита, дающий рейду 10% мили АП).
Используемые сокращения:
WF - Windfury - Оружие неистовства ветра
FT - Flametongue Weapon - Оружие языка пламени
LL - Lava Lash - Вскипание лавы
SS - Stormstrike - Удар бури
LB - Lightning Bolt - Молния
CL - Chain Lightning - Цепная молния
MW - Maelstrom Weapon - Оружие Водоворота
UR - Unleashed Rage - Высвобожденная ярость
ЭШ - энханс шаман
Всего у ЭШ есть 8 источников дамага:
- Неистовство ветра (виндфури), временный энчант на оружие, дающий шаману 20%-й шанс получить две дополнительные атаки с бонусом к АП.
- Вскипание лавы, мгновенная атака оффхендом (кулдаун 6 секунд), наносящая фаер дамаг. Бьет сильнее, если используется Оружие языка пламени.
- Удар бури, мгновенная атака с двух рук (кулдаун 10 секунд, с талантами 8 ).
- Шоки, мгновенные заклинания различных школ, делящие общий кулдаун. Могут служить для прерывания чужих кастов и замедления врагов.
- Огненные тотемы, пульсирующие источники директ- или АоЕ фаер дамага.
- Мгновенные касты Молнии и Цепной молнии, возможные с помощью пяти стаков таланта Оружие водоворота.
- Волки, два пета, призываемых с помощью 51-го таланта в энханс ветке.
- Статический шок, талант, дающий шанс ударить цель своим Щитом молний. Есть не во всех спеках.
Основные способности
Виндфури и скорость оружия
Скорость оружия играет важную роль в увеличении дпс от проков виндфури (предполагается, что вы используете WF/WF на два оружия). Максимальный дпс достигается, если виндфури прокает каждые 3 секунды, в момент когда кончается внутренний кулдаун. Чтобы достичь этого, и мейнхенд (МХ) и оффхенд (ОХ) должны быть очень медленными (не требуется, чтобы скорость была одинаковая, но чем медленнее, тем лучше). Идея в том, чтобы уменьшить количество ударов, наносимых за время пока виндфури находится в кулдауне, и сработать не может. Поскольку кулдаун равен трем секундам, скорость оружия предпочтительно иметь близкой к этой границе, то есть при нынешней итемизации – 2.6 – 2.8. Понятно, что если использовать более быстрый МХ, то после прока виндфури он ударит еще раз во время «окна», и когда кулдаун пройдет, оружие еще какое-то время будет находиться «на замахе», теряя на этом время.
Вдобавок к этому, из-за мгновенной природы прока виндфури он получает гораздо больше преимуществ от медленного оружия и высоких значений отдельных ударов. Поскольку нет никаких способов уменьшить кулдаун на прок виндфури, или заставить его прокать чаще, используя более быстрое оружие, то единственный способ увеличить дпс виндфури – использовать более медленное оружие с высоким порогом дамага.
Некоторые шаманы, использующие комбинацию WF/WF, верно берут медленный МХ, но в то же время дерутся быстрым ОХ (например, кинжалом), зачастую потому что найти быстрый ОХ гораздо проще, чем медленный. Такая комбинация, однако, означает, что ваш ОХ скорее всего при выходе из кулдауна виндфури будет бить первым, не давая тем самым прокнуть «большому» виндфури с МХ. Чтобы увеличить шанс прока с МХ, требуется использовать как можно более медленный ОХ.
Шанс прока виндфури
Когда вы используете двуручное оружие или одеваете щит, шанс прокнуть виндфури с каждой попавшей атаки вне 3-секундного «окна» кулдауна равен 20%. Когда же вы используете два одноручных оружия, на каждом из которых висит виндфури, шанс прока с атаки вне 3-секундного «окна» равен примерно 36%.
Оружие языка пламени
Язык пламени (Flametongue Weapon) стал гораздо более жизнеспособным с того момента, когда хит и крит стал общим как для мили, так и для кастеров. На данный момент времени энчант FT на оффхенде дает столько же дпс, сколько и виндфури (а может и больше). FT получает больше преимуществ от быстрого оружия, однако LL – от медленного. Чтобы определить, какая комбинация временных энчантов лучше персонально для вас, требуется использовать комбат симулятор.
Быстрый оффхенд с FT может оказаться лучше, чем медленный оффхенд с WF, при условии, что дпс быстрого оффхенда существенно выше, что перекроет потерю от LL.
Использование Языка пламени не рекомендовано до того момента, как вы сможете вложить 5 очков в талант Неистовство стихий.
Удар бури
Удар бури (штормстрайк, Stormstrike) – мгновенная атака одновременно с двух рук. В противоположность некоторым классам, чьи мгновенные атаки нормализированы (например, воины с их мортал страйком), штормстрайк не нормализирован. Не нормализированные мгновенные атаки получают преимущество от использования медленного оружия с максимально возможным дпс.
Штормстрайк дает энханс шаману два главных преимущества: с него может прокнуть виндфури, а также Flurry. Штормстрайк не использует «заряд» Flurry.
Как использовать Удар бури для прока виндфури
В Burning Crusade можно было пытаться особым образом выбирать время для удара штормстрайком, чтобы увеличить шанс прока виндфури. Стратегия эта, однако, не давала существенной прибавки дпс ЭШ.
В механике патча 3.0 задержка штормстрайка вредна, поскольку это влечет за собой задержку в использовании LL, шоков и возможных проков Оружия водоворота. Все способности теперь должны использоваться сразу, как только они становятся доступными, в зависимости от их приоритета. Математическая эмуляция показывает, что задержка любой мгновенной атаки в конечном итоге приводит к потере дпс.
Штормстрайк и двуручное оружие
Руководствуясь идеей, что чем медленнее оружие, тем лучше, многие шаманы могут предположить, что двуручное оружие даст лучший дпс за счет больших ударов штормстрайка.
Но одноручное оружие дает почти такие же удары штормстрайком, как и двуручное. Помимо этого, с двух рук будет больше проков виндфури, больше проков UR и больше проков Flurry. Вывод: преимущества, которые дают ЭШ одноручные оружия в каждой руке перевешивают большие цифры, которые можно получить с двуручной пушки.
Выброс лавы
Выброс лавы (Lava Lash) – мгновенная атака с использованием оффхенда. Атака следует всем правилам мили удара, но имеет при этом огненную школу. Преимущество при этом то, что она игнорирует армор оппонента. LL наносит больше дамага, если на оффхенде висит FT и может также быть усилена с использованием специального глифа.
Шоки
С изменением, которым подвергся в патче 3.0 дебуфф штормстрайка (больше зарядов и персональное использование), а также принимая во внимание, что Проклятие стихий теперь оказывает влияние и на школу Nature, на первый план среди шоков выходит Земляной. Комбинация FT-ES в 12-секундной ротации больше не приводит к увеличению дпс, и использовать следует лишь исключительно ES при каждом удобном случае.
Оружие водоворота
Оружие водоворота (Maelstrom Weapon) - PPM талант, уменьшающий время каста следующего заклинания ЭШ (на 5 стаках уменьшает на 100%). При вложенных 5 очках можно сказать, что MW может прокнуть примерно 10 раз в минуту.
Несколько фактов, которые полезно знать:
Использование мгновенного заклинания не обрывает свинг таймер автоатаки шамана.
В отличие от многих PPM, MW скалируется с хейстом.
MW может прокнуть от штормстрайка или LL.
Чем больше интеллекта и спд у ЭШ на вещах, и чем больше его мана пул, тем лучше себя показывает MW.
Теперь о том, что использовать при 5 стаках MW: Молнию или Цепную молнию? Базовый дамаг чейн лайтинга больше, чем у лайтинг болта, однако коэффициент LB выше. Это означает, что LB скалируется гораздо лучше, и если бой идет с одним мобом (боссом), LB даст больший дпс.
Волки
51-й талант энханс ветки дает примерно 100 дпс, если использовать волков по кулдауну (300-450 дпс при активации). Было объявлено, что дамаг волков скалируется с шаманским АП и хитом, однако в патче 3.03 этого нет.
Статический шок
Математическая эмуляция показывает, что использование статик шока дает бОльшее увеличение дпс, чем любые другие 3 очка в талантах, за исключением основных. Однако из-за проблем с маной у ЭШ использование статик шока вне рейдовой группы может быть затруднено.